Спектакль «Господин свободной мысли» по Хармсу прошел в Архангельске

В конце февраля 2018 года в библиотеке имени Добролюбова в Архангельске состоялся необычный литературный вечер. На нем представили фильм-спектакль «Господин свободной мысли», основанный на творчестве Даниила Хармса. Он стал, пожалуй, самым необычным из всех зрелищных экспериментов библиотеки и блестящим завершением цикла событий, посвященного искусству русского авангарда.

Это, как нынче модно говорить, — коллаборация — совместный творческий проект. И хотя, строго говоря, театрального в нем было больше, чем кинематографического, но ощущение было, как от черно-белого кино.

От Добролюбовки — пространство и литературная основа для постановки: сценарий создала главный библиотекарь отдела литературы по искусству Марина Антипина, а книгами о Хармсе, даже теми, которых нет в фондах библиотеки, поделилась заведующая отделом библиотечного развития Галина Титова.

От сообщества дизайнеров 42 design — видео-тапер с анимацией, нарезками, коллажами и прочими чудесами и фокусами. Своей причудливостью визуальный ряд полностью соответствует силлогизмам Хармса: на чёрном экране мелькают образы — голова, которая открывается как шкатулка, тело, которое вполне нормально чувствует себя без головы, буддийские монахи с геометрическими фигурами вместо голов, блестящие лезвия ножниц, которые режут бумагу...

От лидера группы «Шесть мертвых болгар» Александра Чулкова — музыка «вращающейся Вселенной» — вроде бы фоновая, но ставшая пульсом и задавшая ритм всему спектаклю. Даниила Хармса сыграл молодой актер архангельского театра драмы Константин Мокров — весь в черном, в подчеркнуто театральном гриме и остроносых ботинках, сидящий на ступенях желтой стремянки. Все мужские роли второго плана исполнил учитель истории архангельской гимназии № 3 Михаил Копица, а все женские — Марина Антипина.

Все эти люди придали традиционному формату литературного вечера остроты, концептуальности, художественной целостности, а все средства выразительности помогли создать чрезвычайно выпуклый портрет экстраординарного человека — который боялся утонуть даже в ванне, ненавидел детей и бравировал этим (хотя они его любили), выходил из трамвая, если на билете была цифра 6, интересовался только чушью и считал, что ожидание чуда — смысл человеческой жизни.

Одна из самых загадочных личностей русской литературы, Хармс вел жизнь до предела театрализованную, гротескную, едва ли не клоунскую, и в то же время полностью изолированную от внешнего мира. Было сложно заглянуть в его мир — экстравагантный, загадочный, шокирующий.

Поэтому, наверное, у зрителей вопросов осталось больше чем ответов. Но и ответы дали пищу для размышлений: почему большинство людей единодушно считали Хармса джентльменом, с какой целью он взял себе столь странный псевдоним, как он выглядел, какие люди его окружали, что вспоминали о нем и о той удивительной эпохе, когда очень многим поэтам хотелось перевернуть мир.

Сцена была оформлена по-хармсовски изобретательно — желтая стремянка и черный куб — ограниченное пространство для главного героя. Видео-арт получился такой же необычный, как все, что делал Хармс. Нарезки, отрывки, обрывки, съемка на веб-камеру, простые чудеса и фокусы, магия и превращения, банки, склянки, ключи, газеты — все пошло в дело. Композитор Александр Чулков сделал мелодию фильма ненавязчивой, она была то тревожна, то абсурдна, а то и вовсе несуразна, но создавала то особое настроение в зале, какое бывает лишь при единении родственных душ.

 
 
 
Яндекс.Метрика О проекте Об авторах Контакты Правовая информация Ресурсы
© 2024 Даниил Хармс.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.