«Мой муж Даниил Хармс» (2017)

Оригинальное название: «Мой муж Даниил Хармс»
Жанр: кукольный, для взрослых
Режиссер: Александр Борок
Автор: Владимир Глоцер, Марина Дурново (Малич)
Художник: Елена Хохлович
В ролях: Марианна Тарасова, Екатерина Асанкина, Арина Згурская, Мария Серебрянская и Мария Уфимцева
Длительность: 1 час 30 минут
Язык: русский
Страна: Россия
Театр: Челябинский театр кукол имени В. Вольховского
Премьера: 8 декабря 2017 года
Ограничение по возрасту: 18+

Инсценировку для Челябинского театра кукол сделал главный режиссер Александр Борок, он же взялся за постановку. В спектакле актеры совмещают работу с куклой и живой план. Главную героиню играют пять актрис. Каждая из них воплощает несколько ипостасей одной личности. Живые лица актрис скрыты под белым гримом с яркими пятнами красных губ и обведенных черным контуром глаз. Каждая из них — отстраненная маска. А вот живые эмоции отданы кукле. Две куклы в человеческий рост, одна из которых — воплощенный образ прекрасной дамы без возраста.

Это исключительно женский спектакль, в котором мужчины появляются лишь на видео проекции — среди них знаковые фигуры XIX—XX веков — Малевич, Введенский, Лев Толстой и, конечно же, Даниил Хармс, рисунки, шаржи, документы и фотографии которого, также включены в видеоряд спектакля.

Режиссер и художник стремятся максимально приблизить действие к зрителю: в зале установлен специально изготовленный помост, на котором будет происходить большая часть действия спектакля. На сцене — сложная многофункциональная декорация высотой более двух метров, которая будет меняться, трансформироваться и использоваться в нескольких плоскостях.

В качестве музыкального оформления режиссер использует малоизвестные композиции известных авторов XVII—XXI веков.

Сюжет

Этот спектакль — ожившие и воплощенные средствами театра кукол воспоминания женщины, бывшей женой признанного классика мировой литературы Даниила Хармса. В основе постановки одноименная книга Владимира Глоцера, написанная со слов Марины Дурново, урожденной Малич, жены признанного классика мировой литературы Даниила Хармса. Марина была замужем за Хармсом восемь лет: сначала счастливых, потом тяжелых, а под конец — страшных лет. Ей первой Даниил Хармс читал свои стихи и просил высказать мнение, с ней он придумывал события и игры, чтобы наполнить жизнь интересом и сделать ее ярче, именно она была свидетельницей его ареста НКВД, а потом искала мужа по тюрьмам. После смерти писателя Марина Малич покинула Россию и никогда не могла простить свою страну за то, что она сделала с Хармсом, с ней, со многими и многими людьми. История жизни Марины Малич не закончилась со смертью Хармса, а продолжилась чередой трагических событий. В конце концов, женщина обрела свободу, покой и страну, в которой ей было комфортно жить. Так что история жизни Марины Малич это не только история отдельного человека, но история целой страны и целого поколения. Марина Малич умерла в 2002 году — она была последним человеком в XX веке, который в далекие 30-е годы века прошлого знал Даниила Хармса.

О спектакле

Премьера театра кукол для взрослых — «Мой муж Даниил Хармс»

В Челябинском театре кукол имени В. Вольховского в ближайшую пятницу, 8 декабря 2017 года, состоится премьера спектакля для взрослого зрителя «Мой муж Даниил Хармс» по книге Владимира Глоцера.

«Этот спектакль — воплощенные средствами театра кукол воспоминания бывшей жены Даниила Хармса, признанного классика мировой литературы, — рассказывает заведующая литературной частью театра Светлана Кондюрина. — Марина Дурново, урожденная Малич, была замужем за Хармсом восемь лет: сначала счастливых, потом тяжелых, а под конец — страшных. Ей первой Даниил Хармс читал свои стихи и просил высказать мнение, с ней он придумывал события и игры, чтобы наполнить жизнь интересом и сделать ее ярче, именно она была свидетельницей его ареста НКВД, а потом искала мужа по тюрьмам».

После смерти писателя Марина Малич покинула Россию и никогда не могла простить свою страну за то, что она сделала с Хармсом, с ней, со многими и многими людьми. Она умерла в 2002 году и была последним человеком в XX веке, который в далекие 30-е годы знал Даниила Хармса.

По словам Светланы Кондюриной, в новом спектакле героиню играют пять актрис. Каждая из них воплощает несколько ипостасей одной личности, когда эмоции и чувства существуют на полярных гранях от ужасного до прекрасного, от трагедии до комедии. Живые лица актрис скрыты под белым гримом с яркими пятнами красных губ и обведенных черным контуром глаз. Все они — отстраненная маска. А вот живые эмоции отданы куклам. Их две, обе воплощают одну героиню и обе в человеческий рост. Одну из них, сложную по механике, водят сразу несколько актрис. Но не нужно воспринимать куклу как конкретную женщину, героиню спектакля. Она, скорее, воплощенный образ прекрасной дамы без возраста.

Постановку спектакля осуществил главный режиссер театра заслуженный артист России, лауреат «Золотой маски» Александр Борок. Художник — Елена Хохлович. В спектакле заняты Марианна Тарасова, Екатерина Асанкина, Арина Згурская, Мария Серебрянская и Мария Уфимцева.

Людмила Федорова. «Урал-пресс-информ».

Дневник его жены. В Театре Кукол — премьера: «Мой муж Даниил Хармс»

Режиссер Александр Борок поставил так называемый «взрослый» спектакль — историю жизни Марины Дурново, жены знаменитого писателя Даниила Хармса. Постановщик убрал «четвертую стену», вывел актрис в зал и запустил видеоинсталляции на нескольких экранах. Получилось красиво, грустно и очень впечатляюще.

«Челябинский обзор» побывал на генеральном прогоне.

— Дни летят, как ласточки, А мы летим: как бабочки, — нараспев выводят на сцене тонкими стеклянными голосами четыре хрупких барышни в мужских костюмах. — Часы стучат... на полочке. А я сижу... в ермолочке...

Затем четверка разворачивается на каблуках грубых ботинок и, продолжая напевать незамысловатую песенку на стихи Хармса, направляется... прямо в зал. По длинному помосту, проложенному поверх кресел от сцены до будки осветителя. В этой спектакле нет так называемой «четвертой стены». Артисты рядом, буквально на расстоянии вытянутой руки. В этот момент на сцену выходит еще одна актриса, с ростовой куклой в руках. Это и есть центральная исполнительница роли Марины Дурново, урожденной Малич, бывшей замужем за знаменитым писателем Даниилом Хармсом восемь лет. С 1934-го по 1942-й годы, в самую мясорубку истории.

Либретто постановки — адаптация текста литературоведа Владимира Глоцера, который разыскал Марину Дурново в середине восьмидесятых годов в Венесуэле и записал с ее слов воспоминания о жизни с Хармсом. Юность в странном постреволюционном времени. Первый кокаин, первые светские опыты. Знакомство со странным человеком в кепочке. Влюбленность. Свадьба. Совместная жизнь в коммуналке за тонкой перегородкой. Литературный успех. Ненависть Хармса к детям и парадоксальный успех на поприще детского литератора. Ревность, поклонницы, измены. Несостоявшееся самоубийство Марины. Собака Тряпочка. Нежелание идти на фронт. Поход Хармса в психиатрическую лечебницу и обман врачей для освобождения от военной службы. Арест писателя. Голод. Блокада Ленинграда. Поход в Кресты, чтобы отдать передачу в пакетике. Лед Невы. Смерть Хармса. Эвакуация, эмиграция Марины, ненависть к стране, предавшей ее и мужа...

Текст очень емкий, «вкусный», исповедальный. Режиссер раздал реплики всем актрисам, разложив действие на понятные необходимые мизансцены. Именно поэтому действие не провисает, и повествование ни в коем случае не выглядит скучным. Кроме того, Борок с художником Еленой Хохлович по полной задействуют и сценическое, и внесценическое пространство — начиная с демонстрационных экранов на сцене и заканчивая уже упомянутым помостом. Видеоряд — важная часть истории: на белых полотнах появляются и исчезают и рисунки Хармса (помимо того, что последний был представителем литературного авангарда, он еще и считался признанным каллиграфом и художником), и записки, и разного рода визуальные инсталляции — летящие птицы, падающий снег... Все это помогает наполнить рассказ силой, осязаемостью, придать ему стильности.

Для Александра Борока это, несомненно, очень личный спектакль. «У меня почтительное, пиететное отношении к Хармсу. Это тот автор, который всегда меня питает, — говорит режиссер. — И вся эта история, связанная с тем, что жена Хармса дожила до наших дней, до 2002 года, и в принципе мы могли с ней встретиться, чисто теоретически, — все это очень меня тронуло, взбудоражило. Я очень долго ходил с этой идеей, но, в конце концов, поставили спектакль мы с актрисами очень быстро, примерно за месяц».

Актриса Марианна Тарасова, которая в постановке отвечает за воплощение образа Марины Дурново, делает свою героиню мягкой, жертвенной и чрезвычайно любящей мужа женщиной. В спектакле есть два момента, ощутимо прихватывающих сердце: когда Марина рассказывает, что хотела покончить с собой, но как-то не решилась, и «поезда все шли и шли мимо», и когда она идет по помосту, превращающемуся в лед Невы. Лед, скрипящий под шагами женщины, несущей в пакетике передачу мужу, которого уже никогда не увидит.

В спектакле есть и то, что сегодня принято называть смелым политическим высказыванием. Когда убитая горем героиня перед лицом вечной эмиграции говорит: «Ни за какие деньги, ни за что — что бы мне ни дали, любые кольца, бриллианты — никогда в жизни я не увижу больше Россию! Хоть это моя страна, мне стыдно за нее»... Ну как тут не возникнуть неким аллегориям? «Мы всего лишь транслируем текст — то, что сказала сама Марина Дурново Глоцеру. Но то, что жизнь в России сейчас не сказать что, конечно, приравнивается к тем годам, но идет куда-то в том направлении — этого я, безусловно, не отрицаю», — говорит Александр Борок.

Смелость слов, смелость решений — Борок уже не первый раз убирает «четвертую стену» и позволяет актерам проникать в зал, а зрителю — проникать в конструкцию спектакля, — смелость самой формы: «взрослая» постановка в кукольном театре. Все это, безусловно, стоит того, чтобы сходить на «Мой муж Даниил Хармс». Правда, в следующий раз его покажут в Театре Кукол только 2 февраля — в годовщину смерти писателя. Затем постановка войдет в репертуар.

9 декабря 2017. Ксения Шумина. «Челябинский Обзор».

 
 
 
Яндекс.Метрика О проекте Об авторах Контакты Правовая информация Ресурсы
© 2024 Даниил Хармс.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.