Е.Ю. Рог. «Традиции европейской средневековой карнавальной культуры в творчестве Д. Хармса»

Россия-Восток-Запад: проблемы межкультурной коммуникации. Проблемы и тезисы научно-практической конференции. — Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2003. С. 49—50.

В современном литературоведении до сих пор серьезно не ставилась проблема карнавальных традиций в творчестве Даниила Хармса (1905—1942?) — русского писателя, автора стихов, драматургии, прозы, члена ленинградской литературной группы конца 20-х гг. «ОБЭРИУ». Критика рассматривала произведения данного автора главным образом в синхроническом аспекте, то есть в контексте культуры современности, делая акцент на влиянии таких направлений искусства XX века, как модернизм и авангардизм с его течениями (сюрреализм, экзистенциализм, дадаизм), забывая о жизнерадостной стороне творчества Хармса, о том, что все — и плохое, и хорошее — в его произведениях относительно и эта относительность придает рассказам, сценкам и стихам веселый, игровой тон.
Если же подойти к творчеству писателя с точки зрения традиций, в диахроническом аспекте, то при анализе художественных текстов можно обнаружить явные проявления гротескного карнавального начала, которое исследовал М. Бахтин в работах «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» [2] и «Проблемы поэтики Достоевского» [1]. Конечно, карнавализация в текстах Хармса присутствует лишь в виде отдельных элементов, но сама, воспользуемся выражением Бахтина, «карнавальная закваска» этой литературы ясно ощущается читателем.
Так, рассматривая рассказ Даниила Хармса «Неожиданная попойка» [3: 115] в свете карнавальной культуры, мы обнаружили, что преобладание материально-телесной стороны жизни, дух праздничности, веселой относительности всех понятий и явлений позволяют говорить о традиции народно-смеховой культуры в данном рассказе. Важно заметить, что возрождающий элемент здесь сведен к минимуму и смех, ослабленный до юмора, не достигает всенародности и универсальности, присущей смеху средневекового и ренессансного гротеска. Но, тем не менее, главные черты карнавальных жанров: амбивалентность, сниженность и относительность миропорядка, проявляющие себя через смех, — являются не просто художественными приемами, но лежат в основе мировоззрения писателя. Это позволяет нам говорить о традиции карнавальной смеховой культуры в творчестве Хармса.

Литература

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979. — 320 с.

2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М., 1990. — 543 с.

3. Хармс Д. Собр. соч.: В 3 т. — Т. 2. Новая анатомия (Проза) — СПб., 2000.

 
 
 
Яндекс.Метрика О проекте Об авторах Контакты Правовая информация Ресурсы
© 2017 Даниил Хармс.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.