«Гвидон» (2009)

Режиссеры: Александр Огарев, Олег Глушков
Автор текста: Даниил Хармс
Композитор: Александр Маноцков
Художник-постановщик: Игорь Попов
Художник: Ольга Левенок
Художник по костюмам: Вадим Андреев
Художник по свету: Тарас Михалевский
Хореограф: Олег Глушков
Хормейстер: Светлана Анистратова
В ролях: Константин Исаев, Стефания Бродская, Елена Гаврилова, Анна Букатина, Ирина Ивашкина и др.
Продолжительность: 55 минут (без антракта)
Театр: Школа драматического искусства
Язык: русский
Страна: Россия
Год: 2009
Премьера: ноябрь 2009

Опера «Гвидон» написана композитором Александром Маноцковым специально для хора театра «Школа драматического театра» под руководством Светланы Анистратовой. Она создана на тексты Даниила Хармса, но создает непривычный образ творчества поэта: проникнутый живой, радостной религиозностью светлый взгляд на жизнь. Музыка внимательно следует за Поэтом. Возможно, это немного разочарует тех, кто привык видеть в Хармсе только веселье, футуристические эксперименты и своеобразный едкий юмор и социальность. Благодаря музыке Маноцкова, скрытое и неочевидное выходит на первый план: Поэт вступает в диалог с необъятным, непостижимым и печальным миром и Богом.

В своем музыкальном путешествии композитор предлагает проследить два состояния души человека: день и ночь. Главный герой Гвидон просит Бога ответить на непростые вопросы бытия. В ответ он получает волшебные ночные сны, которые открывают красоту и величие вселенной. Перед ним возникают картины, несколько напоминающие библейские сюжеты, проводником к тайнам сущего становится святой Августин, в образе прекрасной девушки. Перед поэтом возникают картины гармонии, покоя, которые сменяются странными празднествами. Становится ясно, что мир создан для Радости. Затем наступает рассвет. «Бог проснулся, отпер глаз, взял песчинку, бросил в нас!»

Дневная душа Гвидона сталкивается с повседневными заботами. Возлюбленная Поэта Лиза не приходит на свидание. Она увлечена женскими соблазнами и равнодушна к духовным метаниям жениха. В ней просыпаются языческие чувства, которые уводят от любимого в сторону чувственных наслаждений.

Гвидон готов порвать с любимой. Но святой Августин, уходящий на небо, оставляет ему дар смирения. Гвидон прощает беспутную Лизу, садится с ней в карету, чтобы прожить вместе долгую жизнь.

И опять вечер. И вновь просьба к Богу об утолении печали. Последняя мизансцена взята с картины хорватского художника Гавриловича. Рядом с уснувшим Гвидоном — петух, как доказательство грядущего пробуждения.

Премии и фестивали

Премия «Золотая маска» — «Лучший спектакль-эксперимент» на фестивале «Золотая маска» — 2011.

Номинация на премию «Лучшая работа композитора в музыкальном театре» на фестивале «Золотая маска» — 2011.

 
 
 
Яндекс.Метрика О проекте Об авторах Контакты Правовая информация Ресурсы
© 2017 Даниил Хармс.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.